leh_a (leh_a) wrote,
leh_a
leh_a

Химия в F1.



Начало было вчера.

Чемпионат F1 проводится аж с 1950 года. В целом свете нет более старой (назовем ее лучше пожилой) и престижной гоночной серии со статусом мирового первенства. Кажется, что на высшем уровне, то есть там где ставки на победу наиболее высоки, и читеров наберется в разы больше, чем в других дисциплинах. Но это так и не так одновременно.

Прежде всего надо четко разграничивать понятия “намеренный обман” и “интерпретация правил”. Следует помнить также, что “не пойманный так и остается не вором”, а инженерная смекалка на службе технического прогресса, порой получает не награды и общественное признание, а всеобщее порицание и баны.

Самый простой пример и самый красивый пример – Brabham-BT46B. Знаменитый автомобиль-пылесос, созданным самым гениальным с моей точки зрения инженером F1 Гордоном Марри (правильный вариант прочтения фамилии южноафриканца именно такой – Марри, а не Мюррей. Если что спрашивал у него самого :) ). Машина, использовавшая натуральный вентилятор для создания граунд-эффекта (проще говоря, для прижатия машины к поверхности трассы) на момент создания была полностью легальна. На 100%. Нигде в правилах не указывалось, что автомобиль не может быть оснащен огромной крыльчаткой в задней части кузова, высасывающей воздух из под днища. Ну а что не запрещено, то разрешено.



Brabham BT46B — возможно самый эффективный автомобиль в истории F1. Соперники жаловались, что пылесос поливает трассу мелкими камушками, хотя при скорости вращения крыльчатки ниже 100 км/ч это было бы невозможно. Так, по-крайней мере, утверждал сам создатель машины Гордон Марри.





Гордон (на фото слева) вмести с тогдашним боссом Brabham Берни Экклстоуном.

Но первая же гонка – Гран-при Швеции 1978 года, который Ники Лауда выиграл в одни ворота – навела такого страху на конкурентов, что некоторые команды пригрозили уйти из чемпионата, если “пылесос” продолжит гоняться. В итоге в регламент в срочном порядке внесли поправки, запрещающие участие в F1 автомобиля использующим вентилятор для создания “граунд-эффекта”. Гордон Марри просто оказался умнее всех, но его Brabham-BT46B почему-то считается читерской машиной, хотя, повторюсь, на момент дебюта она полностью отвечала всем правилам.

Схожих примеров, на самом деле, тьма. Вспомним тот же mass-damper на Renault в сезоне-2006 или раздельный тормоз для задних колес на McLaren MP4/12, помогавший пилотам нейтрализовать эффект избыточной поворачиваемости. Сюда в принципе отлично ложатся, например, тот же граунд-эффект, турбомоторы и активная подвеска, не выходившие за рамки закона при создании, но поставленные вне его рамок впоследствии.




Mass-damper, который инженеры Renault использовали в конструкции автомобиля в сезоне-2006.



Отдельный тормоз для задних колес на McLaren MP4/12.

Еще одна сомнительная категория – недоказанные преступления. Помог ли нелегальный трекшн-контроль Михаэлю Шумахеру завоевать первый чемпионский титул в 1994-м? Может быть да, может быть нет. И то, и другое в данный момент недоказуемо. Значит едем дальше.

Отдельная статья – читы, скажем так, персонального плана или, другими словами, извлечение пользы из действий отдельных личностей будь-то пилоты, менеджеры или механики. История с Флавио Бриаторе, попросившего Нельсиньо Пике врезаться в стену ради интересов команды, котируется как обман? Скорее уже как подлый поступок. А маневр Шумахера, убравший Williams Деймона Хилла на Гран-при Австралии 1994 года – это случайность и намеренное деяние? А как относится к первому и единственному “поул-позишн” Витторио Брамбиллы на Гран-при Швеции 1975 года, когда механик его команды перекрыл информационной табличкой световой луч системы хронометрирования на мгновение раньше, чем его пересек автомобиль? Анекдот или мелкая пакость?

Многоуровневое сито подобных условностей, нюансов и недосказанностей преодолели лишь случаи серии “из ряда вон”, когда преступление было слишком очевидным, чтобы отрицать содеянное. Таких эпик-фейлов наберется как минимум три штуки и каждый из них связан с лимитом разрешенной массы.

Звучит не слишком интригующе? На самом деле, все было очень круто.

Первый вопиющий эпизод относится к сезону 1982 года. Наступала золотая эпоха турбомоторов, а команды ездившие на “атмосферных” движках явно чувствовали недостаток мощности и недостаток конкурентоспособности. Ну а что делать если под капотом мало лошадей? Правильно – сжигать лишний жирок всеми возможными и невозможными способами. Так на сцене и появился вариант с тормозами жидкостного охлаждения. Вернее хитрость с резервуаром для воды.

Что если вскоре после старта аккуратно слить почти всю воду из “тормозного резервуара”, большую часть дистанции получив возможность ехать на гораздо более легкой чем у конкурентов машине, а под конец дистанции просто добавить воды на пит-стопе и без проблем пройти процедуру взвешивания?

Нехитрая, но эффективная находка, напрямую не нарушавшая букву закона, но глумившаяся над его духом, помогла Нельсону Пике (Brabham) и Кейо Росбергу (Williams) занять первое и второе места на Гран-при Бразилии – втором этапе чемпионата. Когда же и следующая гонка сезона Гран-при США вновь осталась за “атмосферными” машинами, главные турбо-апологеты из Renault и Ferrari дружно накатали протест. Результаты Гран-при Бразилии переиграли – Пике и Росберга дисквалифицировали, назначив победителем Алена Проста (Renault). Организаторы американского Большого приза, правда, отстояли неизменность финишных результатов, хотя “жидкие” тормоза стояли и на McLaren Лауды (1-е место).



Сезон 1982 года Brabham начинал с атмосферниками Ford, а заканчивал с турбомоторами BMW.



Полный скандалов и трагедий чемпионат-1982 в итоге выиграл Кейо Росберг на далеко не самом мощном Williams Cosworth.

В любом случае, вскоре “Международная Автоспортивная Федерация” (FISA) вскоре полностью запретила использование дополнительных водных резервуаров для охлаждения тормозов. Британские команды поскандалили слегка да перестали – к концу сезона почти все уже договорились с поставщиками турбомоторов.

Но это было только начало. Самый сложный, запутанный, таинственный и так до конца и не раскрытый случай читерства случился через два года. В историю он вошел под именем Tyrrell и свинцовая дробь.

К сезону 1984 года только одна команда чемпионата осталась верна атмосферным моторам – это коллектив Кена Тиррелла, за долгие годы ставшего для чемпионата F1 столь же привычным явлением как и чайная церемония для английского быта.



“Тирреллы” Штефана Белоффа и Мартина Брандла, несмотря на эксклюзивные поставки “косвортовских” моторов, по некоторым расчетам уступали турбо-машинам соперников до 150 л.с. Результаты, впрочем, они показывали не безнадежные. Дуэт молодых и подающих огромные надежды пилотов регулярно заскакивал в очки, а на Гран-при Детройта и вовсе чуть не родилась сенсация. “Тиррелл-012” Брандла финишировал вторым. Да что там – еще бы один круг и Мартин обязательно опередил Нельсона Пике, который экономя топливо своего прожорливого турбированного Brabham BMW сбросил темп чуть ли не до трамвайного. Меньше секунды отделило британца от первого места! К слову, ближе к победе в Гран-при Брандл не приблизится больше ни разу за всю свою многолетнюю карьеру.

Удивительная прыть “атмосферного” “Тиррелла”, конечно же, вызвала неподдельный интерес технической комиссии FISA, тут же решившей поглубже засунуть свои острые жала в конструкцию английской машины.

Ну и началось…



На Гран-при Монако, где Белофф чуть не обставил Сенну и Проста, Tyrrell 012 без проблем прошел дополнительную техпроверку для призеров. В дальнейшем этот факт только еще сильнее запутает расследование…

В 13-литровом водном резервуаре машины, который использовалась для дополнительного охлаждения двигателя, что само по себе не запрещалось правилами, инспекторы обнаружили воду якобы с заметным (около 27%) содержанием ароматических углеводородов.
“Ага! Попались!” – сразу же сделали далеко идущий и, к слову, абсолютно неправильный вывод представители техкомиссии. Согласно первой версии FISA ароматические соединения указывали на дополнительные топливные присадки, призванные увеличить мощность двигателя. Ну а как еще атмосферный Tyrrell смог бы конкурировать с турбированными конкурентами?



Результаты Брандла в Детройте (впрочем, как и не дошедшего до финиша Беллофа) аннулировали, вменив команде Кена Тиррелла сразу несколько “расстрельных” статей: дозаправка по время гонки (в то время запрещена), использование несертифицированного топлива, установка нерегламентированной правилами топливной магистрали.

Надо ли говорить, что Тиррелл тут же подал апелляцию? Уж кто-кто, а он-то понимал, что все дело не в топливных присадках…

Более детальная экспертиза и впрямь показала – никаких присадок в воде, взятой на пробу не было. На самом деле ароматических соединений не набиралось и полпроцента. Стало быть, дело нужно закрывать – возвращать Брандлу второе место в Детройте и публично извинится перед Тирреллом…

Ничего подобного. Согласившись, что “цимес” не в топливных присадках FISA выдвинула против команды Кена новые обвинения. На этот раз в наличии двух отверстий в днище, которое после запрета “граунд-эффекта” согласно правилам должно было быть абсолютно плоским. Тщетно Тиррелл доказывал, что никакого преимущества две дырочки не дают (это, к слову, даже подтвердили технические директора других команд F1), а используются они в качестве сапунов для резервуара жидкостного охлаждения двигателя. Все тщетно. Именно эта деталь, а также неправильно размещенный балласт в виде свинцовой дроби послужили поводами дисквалификации команды.

Решение FISA оказалось сколь суровым, столь и непонятным. Если топливных присадок так и не обнаружили, а дырки в днище образно говоря на скорость не влияли, то где же Tyrrell схитрил? Где старый лис получил нечестное преимущество?

Самая популярная, хотя полностью так и не доказанная (впрочем, как и не опровергнутая) версия заключается в следующем. Хитринка Tyrrell 012 не в топливе, и не в сверлениях на днище, главный фокус был в жонглировании массой. Подразумевалось, что как и в случае с жидкостным охлаждением тормозов пару лету назад, “тирреллы” по ходу гонки сливали лишнюю воду и ехали облегченными ниже разрешенного лимита. На последнем же пит-стопе вместе с водой машину заправляли еще свинцовой дробью (по некоторым оценкам весом до 60 кг), чтобы довести массу автомобиля до легального значения.

Кен Тиррелл признавая сам факт “дозаправки” дробью (“Это делалось для того, чтобы машина с запасом укладывалась в лимит по массе!”), однако, упорно отрицал, что команда использовала автомобиль с минимальной массой ниже разрешенного значения. Несмотря на все старания, включая скрупулезный анализ секунд пилотов Tyrrell до и после пит-стопов, ничего не удалось доказать на 100%. Было ясно – парни где-то мухлюют, но где и как? Загадка…

Возможно именно поэтому FISA, осознав что их водят вокруг пальца, решили показательно покарать команду. Формальный же повод в виде неправильно закрепленного балласта имелся…

Впрочем, существует и еще одна теория для вынесения крайне сурового наказания. На самом деле, дисквалификация команды Кена была выгодна большинству других участников чемпионата. Ведь оставаясь белой (а вернее атмосферной) вороной в большом турбо-коллективе, Tyrrell мешал остальным “конюшням” лоббировать различные изменения техрегламента, как, например, увеличение объема топливных баков. С дисквалификацией коллектива Кена проблемы рассосались сами собой…
В итоге получилось так, что придумав одну из самых искусных афер в истории автоспорта, Тиррелл не только не извлек из нее выгоды, но основательно погорел. От финансовых и репутационных потерь той дисквалификации дядюшка Кен не оправится уже никогда.



Показательная порка, можно сказать, сработала. В следующий раз на масштабном жульничестве команда F1 попадется через долгих 19 лет. Забавно, что за руку поймали конюшню BAR, созданную на базе… “Тиррелла”. Традиционно вся хитрость свелась к жонглированию килограммами. Ничего особо драматичного, если честно, всего лишь бензобак с потайной секцией, позволяющей как и в старые-добрые времена выгадать несколько килограмм во время гонки, а на последнем пит-стопе долить топлива по горлышко.

Отпираться было бесполезно – с эндоскопом не шутят – да в BAR и не пытались особо. Впрочем, наказание в этот раз было не столь суровым как в 1984-м – аннулирование результатов Гран-при Сан-Марино и два этапа дисквалификации.

Оригинал записи здесь.
Tags: автоспорт, миниридус
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Путин и Yandex.

    Тут в субботу юбилей намечается. 23 сентября 1997 года — официальный день рождения поисковой системы Yandex.Ru. В этот день она была…

  • Этап европейского ралли в Риме.

    Обзор от евроспорта тут. Картинка с Колей лежит на сайте серии организаторов. Там еще куча фотошевров.

  • (no subject)

    Воскресным вечером, 17 сентября, в лос-анджелесском Театре Майкрософт состоялась 69-ая церемония вручения «Эмми» Дальше читать не стал...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments