leh_a (leh_a) wrote,
leh_a
leh_a

О самолетах. На чем мы летаем



Оригинал взят у skipy в О самолетах. На чем мы летаем

Начало размышлениям положил вот этот пост: http://letchikleha.livejournal.com/130503.html. Совсем вкратце суть. 9 января у самолета VIM Airlines (чартер из Барселоны) с нескольких попыток не завелся двигатель (с выключением света в салоне), пассажиры начали истерить, рваться из самолета наружу, рейс сорван, задержка почти 9 часов, 88 человек из чуть более 200 отказались лететь. Взаимные обвинения компании и пассажиров, ну и прочие скандальные происшествия. letchikleha решил провести по этому поводу ликбез – выделить журналистский бред, рассказать, как оно на самом деле, что и к чему. Респект человеку.

Обсуждение этого ликбеза разрослось до неприличия. И зачастую принимало неприличные формы. От открытых обвинений во лжи («А почему мы должны этому верить? Вы лицо пристрастное, Вам есть, зачем врать») до мнения, что этот пост проплачен. И в числе прочего был один комментарий про плохое состояние летающих у нас самолетов, заканчивающийся так:

И вот теперь скажите, что "это все фигня" и мы и вправду летаем не на "ржавом старье" с американских свалок

Мне стало интересно и я решил проверить это утверждение. Сначала нашел данные по "Сибири", которой мы летаем, когда вообще куда-нибудь летаем, они оказались совсем не такими удручающими. А потом я задумался – а как с вопросом возраста самолетов обстоит дело не у нас? Действительно ли мы покупаем то, что полетало несколько лет, а иностранные компании предпочитают использовать только новые машины?Вот, собственно, об этом я и хочу написать.

Есть такой сайт – www.airfleets.net. Он содержит информацию обо всем, что летает – когда борт был выпущен, когда у кого работал, под каким кодом был зарегистрирован и т.п. Можно искать и по авиакомпаниям – что у них есть, что было, кода получили, когда отдали. В общем, крайне полезная информация в разрезе того, что я хотел изучить. По самолетам нашего производства там ничего (хотя Ту-204 я видел, но это совсем новый самолет), а вот по иномаркам – практически полная информация. Все возрасты указаны на сегодняшнее число – 24 января 2012 года. Все ссылки ведут на соответствующие страницы на www.airfleets.net.

Для начала – по нашим авиакомпаниям.

Аэрофлот



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Airbus A319 15 2.5 8.3 5.8
Airbus A320 43 1.2 8.4 3.6
Airbus A321 20 0.2 7.5 3.8
Airbus A330 17 0.1 3.5 1.8
Boeing 767 9 12.1 20.8 14.7
McDonnell Douglas MD-11 3 18.6 19.2 18.8
Sukhoi SuperJet 100 7 0.2 1.3 0.5
Итого 114 0.1 20.8 4.9


Сибирь



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Airbus A310 1 22.4 22.4 22.4
Airbus A319 20 6.1 12.4 9.7
Airbus A320 9 2.1 6.2 3.4
Boeing 737 2 18.8 19.4 19.2
Boeing 737 NG 6 0.7 9.7 7.0
Boeing 767 2 15.0 16.5 15.7
Итого 40 0.7 22.4 9.0


Трансаэро



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Boeing 737 23 13.5 24.4 17.6
Boeing 737 NG 5 0.6 13.7 6.5
Boeing 747 20 11.9 30.7 16.3
Boeing 767 13 11.9 25.7 19.4
Boeing 777 10 12.3 16.7 13.3
Итого 40 0.6 30.7 16.2


UTair



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
ATR 42/72 25 0.1 24.6 11.4
Boeing 737 30 13.4 18.1 15.1
Boeing 737 NG 8 0.7 9.3 4.9
Boeing 757 4 9.8 18.1 14.6
Canadian Regional Jet 15 11.7 15.7 14.1
Итого 82 0.1 24.6 12.8


Уральские Авиалинии



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Airbus 320 13 7.3 21.2 13.5
Airbus 321 8 8.1 14.0 11.4
Итого 21 7.3 21.2 12.7


Россия (Пулково)



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Airbus 319 9 9.1 15.0 10.2
Airbus 320 6 9.8 18.0 12.8
Boeing 737 4 19.8 21.0 20.1
Boeing 767 3 9.9 13.5 12.1
Итого 22 9.1 21.0 13.0


Ну и с кого всё началось – VIM Airlines



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Boeing 757 10 18.8 21.6 19.7
Итого 10 18.8 21.6 19.7


Можно было бы продолжать, но эти компании практически покрывают весь рынок пассажирских перевозок.

Итого, промежуточные итоги (отсортировано по среднему возрасту парка).



Авиакомпания


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Аэрофлот 0.1 20.8 4.9
Сибирь 0.7 22.4 9.0
Уральские Авиалинии 7.3 21.2 12.7
UTAir 0.1 24.6 12.8
Россия 9.1 21.0 13.0
Трансаэро 0.6 30.7 16.2
VIM Airlines 18.8 21.6 19.7


Более чем предсказуемо. У Аэрофлота парк новый, в основном не старше 9 лет (за исключением Boeing 767). Сибирь, UTAir и Трансаэро свои парки обновляют, выводя самые старые самолеты (возрастных самолетов уже остается мало, закупаются новые, с завода). Уральские Авиалинии и Россия живут на когда-то купленных самолетах. Минимальный разброс по возрасту у VIM – они все в районе 20 лет.

Само по себе такое исследование имеет определенную ценность. Но вопрос в другом – о чем эти цифры? 20 лет для самолета – это много или мало? Как считают иностранные авиакомпании?

Если бы меня попросили назвать крупные иностранные авиакомпании, то я бы назвал следующие. Американские – Delta, American Airlines, Northwest (сейчас часть Delta), Southwest, United Airlines. Европейские – Lufthansa, Air France, KLM, British Airways, Ryanair. Ближневосточные – Etihad, Qatar, Emirates. Азиатские – All Nippon Airways, Japan Airlines, Korean Air, Singapore Airlines. Ну и австралийская Qantas сюда же. Вопрос: а какой у них возраст парка?

Delta Airlines



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Airbus 319 57 8.2 12.5 9.9
Airbus 320 69 8.4 21.5 16.8
Airbus 330 32 4.5 9.0 6.5
Boeing 737 NG 83 1.6 13.3 10
Boeing 747 15 9.8 23.7 18.7
Boeing 757 173 9.6 27.5 17.9
Boeing 767 95 9.9 25.0 15.6
Boeing 777 18 1.9 12.5 6.9
McDonnell Douglas MD-80/90 145 12.8 24.5 20.3
Итого 687 1.6 27.5 15.5


Одна уже эта таблица дает обильную пищу для размышлений. В Delta Airlines успешно летают самолеты со средним возрастом 20 лет и максимальным – 27 лет. И в других компаниях то же самое:

American Airlines



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Boeing 737 NG 167 0.2 13.0 6.1
Boeing 757 121 9.8 22.6 17.3
Boeing 767 73 8.4 26.3 19.2
Boeing 777 47 5.7 13.1 11.0
McDonnell Douglas MD-80/90 210 12.1 27.3 20.3
Итого 618 0.2 27.3 15.0


United Airlines



Тип самолета


Количество


Возраст


Минимум


Максимум


Средний
Airbus 319 55 9.7 14.6 12.0
Airbus 320 97 9.4 18.4 13.6
Boeing 737 28 14.2 18.0 16.5
Boeing 737 NG 212 0.8 13.9 8.7
Boeing 747 23 11.7 22.7 16.4
Boeing 757 158 7.8 22.5 17.0
Boeing 767 59 10.3 20.9 14.0
Boeing 777 74 1.5 17.5 12.6
Итого 706 0.8 22.7 12.9


Хватит, пожалуй, таблиц. Суть ясна. По отдельным моделям средний возраст самолетов в американских авиакомпаниях доходит до 20 лет, максимальный превышает 27.

Для удобства сведу данные по всем упомянутым компаниям в одной таблице:



Авиакомпания


Количество бортов


Средний возраст парка


Максимальный средний возраст по модели


Модель (количество)
Американские авиакомпании
Delta Airlines 687 15.5 20.3 McDonnell Douglas MD-80/90 (145)
American Airlines 618 15.0 20.3 McDonnell Douglas MD-80/90 (210)
United Airlines 706 12.9 17.0 Boeing 757 (158)
Southwest Airlines 564 11.9 20.1 Boeing 737 (194)
Европейские авиакомпании
Lufthansa 305 13.3 21.0 Boeing 737 (56)
Air France 255 9.4 14.2 Boeing 747 (12)
KLM 113 9.2 17.0 Boeing 747 (26)
British Airways 229 12.6 19.3 Boeing 737 (19)
Ryanair 280 3.8 3.8 Boeing 737 NG (280)
Ближневосточные авиакомпании
Etihad Airways 59 4.4 8.8 Airbus A319 (2)
Qatar Airways 102 4.9 21.4 Airbus A300 (3)
Emirates 167 6.6 10.8 Airbus A340 (18)
Азиатские авиакомпании
All Nippon Airways 171 12.3 18.6 Boeing 747 (8)
Japan Airlines 123 9.6 14.8 McDonnell Douglas MD-80/90 (16)
Korean Air 142 9.8 19.6 Airbus A300 (7)
Singapore Airlines 118 7.1 11.2 Boeing 747 (16)
Австралийские авиакомпании
Quantas 142 11.3 19.2 Boeing 737 (15)
Российские авиакомпании
Аэрофлот 114 4.9 18.8 McDonnell Douglas MD-11 (3)
Сибирь (S7) 40 9.0 22.4 Airbus A310 (1)
Трансаэро 71 16.2 19.6 Boeing 767 (13)
UTair 82 12.8 15.1 Boeing 737 (30)
Уральские авиалинии 21 12.7 13.5 Airbus A320 (13)
Россия (Пулково) 22 13.0 20.1 Boeing 737 (4)
VIM Airlines 10 19.7 19.7 Boeing 757 (10)


Какие можно сделать выводы? А их, собственно два.

1. Средний возраст парка самолетов ведущих российских авиакомпаний сравним со средним возрастом парка ведущих мировых компаний. Меньше чем у Аэрофлота средний возраст только у самолетов Ryanair (но у них это политика – закупать только новые самолеты, только одной модификации, эксплуатировать не больше 10 лет) и у ближневосточных – Etihad, Qatar. С этими понятно – компании весьма богатые, заботятся об имидже. При этом, кстати, у Qatar летают три Airbus A300 со средним возрастом больше 21 года.

2. Для самолета 20 лет – не возраст.. У ведущих мировых компаний летают самолеты со средним возрастом, превышающим 20 лет. И не по одному-два борта – у Delta таких 145, у American Airlines – 210. И это только средние величины. А самые старшие в этих парках – 25-27 лет.

Более того, и это не предел. У Federal Express – одна из крупнейших мировых служб доставки отправлений – летают Airbus A310 возрастом в 30 лет без нескольких месяцев! Первый полет – 3 апреля 82 года. А McDonnell Douglas DC-10 с регистрационным номером N365FE совершил первый полет 8 марта 1971 года. Ему сейчас почти 41 год. Средний возраст самолетов этого типа у FedEx – 34.8 лет. И их не один и не два – семьдесят. Самому молодому 23 года. И летают, непрерывно.

Да, я хорошо понимаю, что любой самолет можно халатным обращением заездить за достаточно короткий срок. Но тут уже мы упираемся в другой вопрос – а, собственно, где раньше летали самолеты, которые теперь летают у нас?

Возвращаясь к теме с которой всё началось. А именно, к самолетам VIM Airlines. Из десяти их Boeing 757 шесть летали исключительно у Condor (он же Thomas Cook), оставшиеся четыре кроме Condor несколько месяцев полетали еще у Ryan International. Мне почему-то кажется, что там за ними следили хорошо. Кстати, мне доводилось летать на одном 757 VIM, в 2008-м. К самолету никаких претензий, я бы никогда ему не дал 16 лет. По крайней мере салон у него был в отличном состоянии. Я понимаю, что это не основное, но летел он тоже как по рельсам.

Итого, резюме. Говорить о том, что в росийских авиакомпаниях летает только ржавое старьё, купленное на американских свалках – в корне неверно. Возраст самолетов в ведущих российских авиакомпаниях не сильно отличается от возраста самолетов у лидеров мирового рынка авиаперевозок.

Собственно, я в этом был уверен еще до того, как начал собирать данные.

Tags: spotting, миниридус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments