leh_a (leh_a) wrote,
leh_a
leh_a

Про ралли.

В конце прошлой недели высказался Грязин старший. Познавательно. Интересна реакция РАФ.



Обещал написать заметку на тему своих впечатлений от увиденного мной в этом году на чемпионате России. Вот пишу.

Сначала заранее принесу извинения всем, кого она чем-то может задеть. Я постараюсь не называть конкретных фамилий, если это будет возможно, дабы не быть обвиненным в том, что перехожу на личности.

Под РАФом прошу понимать где-то собственно РАФ, где-то раллийный комитет РАФа, а где-то его конкретных функционеров. Из контекста, я уверен, будет понятно, что имелось в виду. Конечно совсем без фамилий не получится, но я постараюсь, а там, где буду упоминать конкретных людей, то ни в коем случае не с целью обидеть. Исключительно с целью конструктивной критики или положительной / отрицательной иллюстрации к описываемой проблеме. Хотел бы обидеть, обидел бы лично, а не публично, спрятавшись за монитор компа. В общем, как говорится, при съемках этого мультика ни один кролик не пострадал.




Лирика

Я уверен, что ралли в России никогда не будет на высоком уровне. Средний уровень наших гонщиков всегда будет значительно ниже уровня в странах с большими раллийными традициями. И это, к сожалению, никакими усилиями организаторов не изменить. Можно уменьшить отставание и создать массовость. Создать, так сказать, планктон, и тогда начнут появляться киты. Свои мысли на тему, что можно сделать в этом направлении, я напишу чуть ниже. Как говорится, если уж кричишь, что рельсов нет, то будь добр показать, где их можно поискать.

Попробую объяснить свою мысль. Начну с примера. Как вы думаете, почему в нашей стране, несмотря на огромные деньги и усилия, вкачиваемые в футбол, мы до сих пор в попе на международной арене? Вот с хоккеем ситуация принципиально иная. Да и с другими играми в мячик все значительно лучше, чем с футболом. Я уверен, что основных причин две. Первая - это климат. Время, когда можно гонять мяч на улице по сухой погоде и не в валенках у нас в среднем по стране раза в два меньше, чем в странах, на которые мы пытаемся равняться. Вторая - это отсутствие инфраструктуры, а конкретно - футбольных полей на каждом углу. Именно стандартных полей, ровных, с воротами и газоном. Не стадионов с трибунами, а просто полей. Как в Европе. В Германии, например, в каждой мало-мальской деревне есть такое поле. Я думаю, у них это какой-то стандарт. На столько-то жителей должно быть одно поле. А у нас такие поля редкость. Есть, конечно, еще пустыри с кочками и ямками, но это не то. Поэтому футбол и не становится массовым увлечением мальчишек, их основным времяпрепровождением. А ведь профессиональные игроки это всего лишь верхушка айсберга. Талантливых к футболу ребят, я уверен, у нас не меньше, чем в любой другой стране. Просто большинство из наших потенциальных звезд не имеют возможности проявить себя. Возможно они и по мячу за свою жизнь ни разу не пнут. Попробую математически проиллюстрировать ситуацию. Возьмем миллион пацанов в стране, где все играют в футбол. Пусть 20 из них это потенциальные звезды. Предположим, что 10 из них раскроются и со временем попадут в профессиональные клубы. Вот вам и крутая сборная. А у нас из той же выборки в миллион будет тоже 20 потенциальных звезд, только в профессионалы выйдут 1 или 2. А многие просто никогда и не попробуют поиграть в футбол. При этом у этих наших звезд, ставших профессионалами, уровень все равно будет ниже, чем у пацанов из первой страны. У наших из-за короткого сезона накат, если говорить на раллийном сленге, будет меньше. То же длинное межсезонье не дает возможности большинству профессиональных команд играть и тренироваться столько, сколько это делают наши соперники. А чудес не бывает, в конечном итоге кто меньше тренируется, тот и проигрывает. А так как это командный вид спорта, то и отдельные пусть и яркие звезды ситуацию не изменят. И никакие ротации тренеров сборной не помогут. Вы думаете, почему им платят такие огромные деньги? Да просто они за меньшие не пойдут на эту работу, понимая, что ситуацию радикально не изменят, и рано или поздно о них вытрут попу, сделают крайними и вышвырнут. Да, морально неприятно, зато заработал! А парни у нас не хуже, чем везде. Посмотрите на другие командные виды спорта с мячом. Что, думаете русские генетически руками владеют лучше, чем ногами? Не думаю. Для чего этот пример. Просто иллюстрация подхода к проблеме на примере набившего всем оскомину вопроса.

А теперь давайте вернемся к ралли. Проблема длинной зимы для нас, раллистов, не проблема, даже возможно преимущество, если уметь его использовать. Вот кольцевикам это, конечно, сильно укорачивает сезон и удорожает процесс тренировок. Ведь очевидно, что трек зарабатывает только в сезон, а содержать его надо весь год. Так что стоимость трек-дня на наших кольцевых трассах всегда будет выше, чем в Европе. И это не жадность владельцев трасс, а экономика. Вообще строительство трассы это не бизнес, а чистый альтруизм. И огромное спасибо тем людям, которые это делают! Но на альтруизме можно трассу построить, а вот ее содержание должно отбиваться рекламой (работающей тоже только в сезон), арендой трека для проведения гонок, трек-дней и так далее.

А вот что мешает развитию ралли в нашей стране, так это отсутствие дорог в первую очередь. У нас не просто не очень большой дорожный фонд, а именно практически полное отсутствие дорог для гонок и самое главное тренировок! И это данность, изменить которую никакие усилия организаторов не смогут. Но могут улучшить ситуацию. Об этом выскажусь во второй части заметки. Именно из-за такого положения дел в нашей стране организаторам практически везде приходится вкладывать огромные усилия, чтобы те направления, по которым может проехать только джип, стали дорогами, или вообще строить допы с нуля. Тесты, в которых участвовал Вася перед Саткой и Новороссом, частично проходили по допам гонки. И это не от хорошей жизни. В Сатке просто дорог больше нет, а те, которые есть, соответственно используются и для тестов, и в обе стороны в гонке. В Новороссе с дорогами получше - они есть. Но они в ужасном состоянии, а у организаторов нет завода по производству грейдеров.

Вдобавок к этому практически везде покрытие очень жесткое, от которого и машина страдает значительно сильнее, и износ резины в разы больше чем, например, на латвийских дорогах. Такая ситуация с дорогами делает если и не невозможным, то очень дорогим боевые тренировки на реальных дорогах. К тому же, как правило, выбор таких дорог недалеко от места базирования команды крайне скуден. Но кроме дорог есть еще масса других причин, влияющих на ситуацию. Это и таможня, благодаря которой все у нас обходится дороже, и сами машины, и ЗИП, и резина, и невозможность оперативно получить нужную запчасть от европейских поставщиков, что приводит к необходимости держать большой склад ЗИПа. А это еще дополнительные деньги. Не знаю как в других городах, но в Москве ещё и большая стоимость аренды помещения под команду. Ралли очень дорогой вид спорта, но в нашей стране он при прочих равных значительно дороже. То есть пилот, живущий, например, в Латвии или Эстонии, за один и тот же бюджет проедет в несколько раз больше боевых и тренировочных километров, чем его российский коллега на аналогичной машине. При этом затратит значительно меньше организационных усилий.

Понимание всех этих вышеперечисленных причин привело меня к решению выбрать Ригу в качестве базы для Васи. Расскажу для примера, как проходят у нас тренировки. Мы прилетаем в Ригу поздним вечером накануне первого дня тестов. Замечу, что я не теряю рабочий день, а Вася учебный. Переночевав в Риге, с утра мы и команда добираемся до места проведения тестов и работаем там два полных дня. Вечером второго дня мы улетаем в Москву, а команда возвращается на базу. Так, потеряв от работы / учебы всего два дня, мы имеем два полноценных дня тестов. В России такое мало реально. При этом логистические расходы команды и расходы на перекрытие очень небольшие (к тому же мы стараемся гонять несколькими экипажами, что делит расходы на перекрытие пропорционально). Я все это рассказываю не в смысле: делай как я. А в качестве иллюстрации к тому, как тренируются местные пацаны. Им еще и в Москву летать не надо.

И повторю, радикально ситуацию, сложившуюся в нашей стране, РАФ не изменит. А то я часто слышу мнения, что надо сегодняшний состав РАФа разогнать, посадить туда правильных функционеров и все будет хорошо! Хрен там! Не будет. Будет как в футболе с тренерами нашей сборной. Да, у меня тоже есть претензии к РАФу, но по большей части несерьезные, скорее, есть какие-то мысли, советы. Я их ниже выскажу.

Я не специалист в организации гонок. Знаю только, что это очень непросто, особенно у нас. А что, собственно, видят гонщики? Это то, насколько интересная трасса, как она подготовлена, видят какие-то организационные накладки, косячки, так сказать, и вопиющие проблемы с безопасностью, правда, только вопиющие. С этой точки зрения ситуация с организацией гонок за то время, которое прошло с момента как я сам завязал с ралли, значительно улучшилась (правда за исключением Карелии). Но поймите, даже если все наши гонки будут по уровню организации круче всех европейских, это ситуацию с уровнем наших гонщиков не изменит. Да, будут подготовлены супердороги, но тренироваться-то на них по сегодняшним правилам будет нельзя. К гонке не допустят. А любые другие дороги как были мало пригодными для тренировок, так и останутся. Это общая проблема, и не РАФ тут крайний. Например, в Германии тоже средний уровень раллистов очень слабый. Да, дорог у них полно, но перекрывать их для тренировок запрещено, вот и нет возможности тренироваться. Раллийная команда Фольксвагена тестируется тоже не в Германии.

Именно понимая ситуацию, сложившуюся в нашей стране, я стал в свое время тренироваться в Эстонии. Я хотел расти и развиваться как гонщик и нашел такое решение для себя. Там за тот бюджет, который у меня был, я мог получить значительно больше. Я стал там тренироваться и выступать, в первую очередь, из финансовых соображений. А то я часто слышу: "Понятно, ты себе можешь это позволить, а мы вот нет". Все наоборот, я не мог себе позволить тренироваться в России в том объёме, в котором хотел бы. В качестве иллюстрации обратите внимание на Буланцева и Смирнова. Оба серьезные бизнесмены, деньги на своё хобби зарабатывают сами и умеют их считать. Выступают, в том числе, и в России, и до этого года на отечественных гонках их обслуживала команда Олег Уперенко. Олегыч объективно один из лучших специалистов в своем деле. А с этого года они полностью перешли на обслуживание прибалтийской команды ASRT, в том числе и на российских гонках. Напрашивается мысль, что Олегыч очень жадный, всё в три конца, наверное, заряжал банкирам. Ведь из Москвы на наши гонки и ездить ближе, и границы нет. Но с середины этого года Олег подписал контракт с ASRT и переехал в Ригу. Значит, не такой уж рентабельный бизнес был у Олега. На самом деле, это просто Буланцев со Смирновым круто решили вопрос. С одной стороны, в Прибалтике обслуживаться значительно дешевле, а с другой - там нет такого классного спеца как Олег. Вот и нашли оптимальное решение! Решение перебазироваться в Прибалтику, как сделал в своё время я сам и сейчас сделал с Васей, конечно не единственное, да и не всем подходит.

Да, у нас тренироваться сложно, но не невозможно. Например, Андрей Жигунов в то время как я не вылезал из Эстонии, практически жил в Карелии, а когда приезжал в Москву, то практически каждую ночь носился в Петрово-Дальнем и по Куркино-Машкинскому шоссе. Поинтересуйтесь у Андрея, сколько тренировочных километров у него приходилось тогда на один боевой. Думаю, узнав, сильно удивитесь. Мы оба с ним много тренировались и наша очная борьба, я уверен, дала очень много обоим! И Андрей не единственный пример как можно добиться очень высокого уровня и на родных дорогах. Я считаю, что на сегодняшний день топовый уровень у нас имеет только Алексей Лукьянюк. И так ездить он научился именно в России. Чемпионату России повезло, что спонсор Лукаса не дал денег на российские гонки. А то чемпионат стал бы скучным и неинтересным. Не было бы никакой интриги до последнего допа. Все было бы в одну калитку. Хотя нет,... пардон,... забыл про техком!

Я не упомянул Женю Новикова. Просто это уже совсем другой уровень, большой талант, который дан немногим. Такого уровня пилотов во всем мире мало. По этой причине я не привел Женю в качестве иллюстрации к обсуждаемому вопросу.

Да, сложно, даже очень, на мой взгляд, тренироваться в России. Но возможно! Только это мало кто делает!

Я не скрываю, почему я решил, чтобы Вася поехал в этом году ЧР. Мне нужен был формальный результат для разговора с потенциальными спонсорами. Его уровень на сегодняшний день не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь приличный результат в чемпионатах Прибалтийских стран. Он там еще даже ни одного допа не выиграл! Не говоря уж о финише в призах на каком-нибудь этапе чемпионата Латвии или Эстонии, хотя прибалтийские дороги для него, можно сказать, родные. А вот то, что он прилично будет смотреться в чемпионате России, со своим далеко не топовым ходом, я не сомневался. А ведь чемпионат России он ехал впервые по непривычным и незнакомым для себя дорогам. До того, как он сел за руль своего первого тренировочного автомобиля, он никакими гонками ни на чем не занимался! Я его в ноябре 2009 года начал учить ездить на Матисе, на котором обычно от метро до работы добираюсь. Он тогда даже трогаться не умел. А на первом этапе ЧР в Асбесте исполнилось ровно два года его первой тренировке на реальной дороге на спортивном автомобиле. У меня сохранился этот онборд. Честно скажу, меня его прогресс радует, но за такой срок невозможно стать топ-пилотом. А он чуть не выиграл чемпионат. И при этом он ехал с установкой обязательного финиша, то есть медленнее, чем мог бы, если бы стояла задача валить на все деньги. И он финишировал во всех гонках кроме одной, где сошел не по своей вине, а по вине организаторов.

К чему это я все? А к тому, чтобы вы осознали, что никто из участников ЧР по-настоящему быстро ездить не умеет. Несколько человек хоть как-то пыжатся. А все остальные? Посмотрите на результаты любой гонки. Разрывы на финише такие, что ощущение, будто бы дистанция не сто с небольшим, а километров четыреста. Поверьте, я не хочу никого обидеть. Я просто хочу, чтобы вы поняли, в какой заднице находится наше отечественное ралли. Уточню, а то опять меня не все поймут. Именно уровень наших гонщиков в заднице, а не организаторов. Поняв это, я надеюсь, что у кого-то возникнет мотивация упираться рогом для достижения результата.

В любой стране есть и будут ралли-туристы, но они нигде не составляют большинство как у нас! И не надо РАФ винить в таком положении вещей. Да, есть объективные причины, описанные выше, для такого положения вещей. Но это не повод сидеть на попе ровно и ничего не делать.

Поймите, что устоявшаяся истина: «лучшая тренировка - это гонка» в корне ошибочна. Она верна, возможно, для тех, чей уровень хода уже такой, что быстрее только в стену, как говориться. У нас под это только Новиков подходит. Вот сможете проехать в его время где-нибудь на тестах, тогда, пожалуй, можно и поэкономить на тренировках. Хотя Женек по-прежнему много тренируется. Поинтересуйтесь в Тушино, сколько времени он там провел прошлой зимой. Конечно, гонки надо обязательно ездить и желательно регулярно. Гоночный опыт он очень ценен, да и езду по стенограмме в тестах не потренируешь. Но я уверен, что поднимать ход надо в тренировках.

А еще у нас популярно утверждение, что главное финиш! Причем любым способом и в любой ситуации. Категорически с этим не согласен! Если вы будете тошнить подряд гонок десять лишь бы финишировать, то потом вряд ли когда-нибудь поедете существенно быстрее. Надо пытаться ехать максимально быстро для своих возможностей, стараться на каждом допе уменьшить отставание от лидера (в пересчете на секунды с километра). Только так будет прогресс. Бицепс не накачать, поднимая штангу в десять килограмм. Надо доходить до своей грани и стараться зайти за нее. А если вы не можете при таком подходе финишировать ни одного допа, то значит, вам вообще не стоит пока в гонках участвовать.

Правда, судя по количеству сходов на наших гонках, создаётся впечатление, что никто не старается доехать до финиша. Но ведь это не так. Просто очень многие, боюсь, что даже большинство, просто не владеют машиной на достаточном уровне. Надо сначала научиться управлять автомобилем, а потом участвовать в гонках. Чтобы научиться это делать, много не надо. Не нужно перекрывать реальные дороги и т.д. То, о чем я говорю, у нас обычно называют контраварийной подготовкой. Я попрошу, чтобы вместе с моей заметкой на сайт повесили и онборд Васиной первой тренировки на реальной дороге. Напомню, что два с половиной месяца до заснятых событий он не умел трогаться, а тут уже вполне легко контролирует машину. Видно конечно, что еще не понимает, как работать с дорогой, едет очень медленно, но контроль машины уже более-менее. И это результат тренировок на BMW на площадке в Тушино, и на ледовой площадке в Крылатском. Не верите? Спросите Женю Гуленкова, он его учил.

Конечно, нужна методика тренировок, понимание как правильно это делать. Думайте сами, ищите тех, кто может подсказать, решайте проблему! Вообще надо всегда думать, анализировать, почему что-то не получается, искать пути решения.

Если не умеете быстро ездить, то ищите причину прежде всего в себе! Не надо думать, что соперник вам навез несколько минут по гонке потому, что у него движок на десять сил мощнее.

Понимаю, что у многих будет много возражений, которые я не раз уже слышал, типа: тебе легко говорить, а вот у меня и куча разных причин. Хочу напомнить старую истину, что тот, кто не хочет - ищет причины, а тот, кто хочет - ищет возможности. Я очень хочу, чтобы большинство наших гонщиков захотело!

А вот РАФ должен помочь гонщикам реализовать их желания, может, где-то подтолкнуть.


продолжение через минуту следующим постом
 
оригинал здесь.



Tags: rally, автоспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments